Программы

  Услуги

  Группы

  Товары

  Статьи
  - 10 мифов о раннем развитии
  - В чем суть системы
    Монтессори?

  - Дисграфия и дислексия
  - Зачем нам нейропсихолог?
  - Готовы ли Вы стать родителем?
  - Образовательная
  КИНЕСТЕТИКА -
  гимнастика мозга

  - Каляки. В чем смысл?

  Фотогалерея

  Контакты

  Главная страница















   


О Центре

Команда

Контакты

Вопросы и ответы

Дисграфия и дислексия:
что нужно знать родителям, дети которых с трудом пишут и читают


    В последние годы появилось достаточно большое количество школьников, которые с трудом осваивают родной язык как учебный предмет. Родители жалуются на невнимательность детей, неусидчивость, нежелание учиться, негуманитарный склад ума и т.п. В ряде случаев родители правы, но подчас за этим стоят более серьезные вещи: физиологические, психологические, неврологические и речевые проблемы. Трудности в овладении навыками письма и чтения дефектологи называют дисграфией и дислексией. И очень часто эти два диагноза стоят рядом. Если есть что-то одно, то имеется и другое.

    Дисграфия (от греческого "дис" - затруднение, нарушение, отклонение от нормы; "графо" - писать, изображать) - частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.

    Письмо как вид речевой деятельности предполагает фиксацию собственных мыслей с помощью определенного графического кода. Письмо - сложнейший вид деятельности, в его формировании участвуют все отделы коры головного мозга. Психофизической основой письма является взаимодействие работы различных анализаторов - речедвигательного, слухового, зрительного, рукодвигательного. При письме происходит взаимодействие таких психических процессов как мышление, память, внимание, воображение, речь внешняя и внутренняя.

    Процесс письма состоит из пяти психофизических компонентов:
    1. Акустический (услышать и выделить звук).
    2. Артикуляционный (уточнить звук, состав слова, установить последовательность звуков).
    3. Зрительный (представление графического образа звука, перевод звуковой структуры в графические знаки).
    4. Удерживание в памяти графических символов и их правильная пространственная организация.
    5. Наличие устойчивого внимания, знание орфографических и пунктуационных правил.

    При письме нужно произвести фонематический анализ слова, соотнести каждую фонему с буквой, написать буквы в определенной последовательности.
    Процесс письма проходит несколько стадий: понимание того, о чем будем писать, его программирование; оречевление и графический код. Процесс письма фактически является обратным процессу чтения.
    Написать слово значительно труднее, чем прочитать его. Трудности в овладении письмом обусловлены тем, что либо каждый из процессов, необходимых для написания слова, либо какая-то часть из них у ребенка несовершенны. Недостаточность фонематического анализа затрудняет процесс разделения слов на составные части и препятствует точному распознанию каждого из выделенных звуков. Из-за недостатков произношения трудно производить звуковой анализ и синтез слов. Из-за нарушения моторной сферы (недостаточная координация соответствующих движений мышц пальцев, неустойчивость всей кисти руки и т.п.) наблюдаются ошибки в начертании букв, пространственной ориентировки на листе бумаги, строчке.
    Начинать работу по профилактике дисграфий следует еще в дошкольном возрасте. Уже тогда у ряда детей могут иметься предпосылки к развитию в дальнейшем дисграфий. Если трехлетний ребенок говорит "ем ложком" (по аналогии с "режу ножом"), то это укладывается в рамки нормального речевого развития, т.к. здесь употребляется типичная для русского языка форма творительного падежа, хотя и неправильная для данного существительного. Но если ребенок говорит "ем ложкая", то это выходит за рамки. В дошкольном возрасте речь идет об изжитии аграмматизмов в устной речи детей, а при успешном решении этой задачи они уже не появятся в письменной речи. Если же занятия с логопедом не принесли должного результата, или ребенок не занимался с логопедом, и родители видят огромное количество ошибок при письме ребенка, то следует возобновить занятия (или начать их). Дисграфия не исчезнет сама, ее нужно корригировать и исправлять.

    Дислексии (от греческого "дис" - нарушение, отклонение от нормы, затруднение и "лего" - читать) - это состояния, основное проявление которых - стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения. Стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного. В основе расстройства лежат нарушения специфических церебральных процессов ("церебро" - головной мозг (лат.)), в целом составляющих основной базис навыка чтения.

    Чтение - вид речевой деятельности, в процессе которого буквенный код переводится в звуковой и осуществляется понимание прочитанного материала. Психофизической основой процесса чтения является взаимодействие работы зрительного, речедвигательного, слухового анализаторов и таких психических процессов, как мышление, речь, память, внимание, воображение. Чтение - это один из видов письменной речи, являющейся более поздним и сложным видом, чем устная речь. Формируется чтение на базе устной речи.

    Уметь читать - это значит уметь:
    - соотнести имеющиеся представления о зрительном образе речевой единицы (слова, словосочетания, предложения) с увиденным (написанным) - увидеть;
    - соотнести зрительный образ речевой единицы с ее слухоречедвигательным образом - произнести;
    - соотнести зрительный образ речевой единицы с его значением - понять.

    Определяют четыре этапа чтения в зависимости от механизма процесса чтения:
    1. Овладение звукобуквенными обозначениями.
    2. Этап аналитического чтения, при котором единицей чтения является буква-слог и понимание отстает от произношения (послоговое чтение).
    3. Этап становления синтетических приемов чтения, при котором единицей чтения является слово, а понимание приближается к произношению.
    4. Этап автоматизированного (синтетического) чтения, единицей чтения является словосочетание, предложение или абзац, а понимание опережает произношение.

    Умения, необходимые для успешного формирования процесса чтения:
    - Сформированность фонематического восприятия (дифференциации и различения фонем).
    - Сформированность фонематического анализа (выделение звуков из речи).
    - Сформированность зрительного анализа и синтеза (определение сходства и различия букв).
    - Сформированность пространственных представлений (лево - право, верх - низ, большой - маленький, на, под, за, около, рядом и т.п.).
    - Сформированность зрительного мнезиса (возможность запоминания зрительного образа букв).
    - Сформированность связной устной речи (классификация предметов; обобщение предметов; правильные и грамматически верные ответы на вопросы; объяснение назначения предметов).
    - Эмоциональная развитость ребенка (устойчивое внимание, умение работать самостоятельно, быстрая переключаемость с одного задания на другое, четкое выполнение инструкций взрослого и т.п.)
    - Хорошо развитая мелкая и крупная моторика.
    - Сформированность умения общаться со сверстниками.

    В группу риска детей с дислексией попадают те школьники, у которых имеется:
    - нарушение фонематического слуха;
    - нарушение пространственного восприятия;
    - нарушение взаимодействия между слуховыми, зрительными и кинестетическими восприятиями и представлениями (движение, положение в пространстве);
    - нарушения поведения и работоспособности;
    - плохое запоминание знаков;
    - плохая дифференциация звуков и букв;
    - плохое сливание звуков;
    - трудности осуществления звукового анализа слова.

    При дислексии одно и тоже слово ребенок может прочитать и верно и неверно, ошибочное прочтение с каждой попыткой выглядит по-новому. Многие дети трудности при прочтении пытаются обойти путем угадывания слов, опираясь при этом на начальную часть слова или на сходство звучания, более старшие - на контекст. Понимание прочитанного либо затруднено, либо полностью отсутствует (механическое чтение).
    Встречаются и такие варианты дислексии, когда при очень низком качестве техники чтения, большом количестве допущенных ошибок, ребенок может довольно полно пересказать основное содержание прочитанного. Встречаются и случаи противоположного характера: при довольно беглой технике чтения ребенок почти ничего не понимает из прочитанного.
    Полностью устранить дисграфию и дислексию достаточно сложно, но это не значит, что не нужно работать над этим. Следует обратиться за помощью к нейропсихологу или логопеду-дефектологу, четко выполнять все рекомендации специалиста и положительный результат обязательно придет.


    Консультацию нейропсихолога и логопеда-дефектолога можно получить в нашем семейном центре. Запись по телефону 8 495 7977 66 2



Запись и дополнительная информация по телефону: 8 (495) 7977 66 2

Наш адрес: Московская область, Нарофоминский район, город Апрелевка,